Nokia упустила шанс выпустить свои аналоги iPhone и iPad на несколько лет раньше Apple

По мнению участников рынка мобильной связи, то удручающее положение, в которое попала Nokia в сегменте смартфонов связано с неповоротливой системой принятия решений, существующей в финской компании.По признаниям бывших сотрудников компании, еще за семь лет до выхода на рынок первой модели Apple iPhone Nokia уже имела собственную перспективную разработку устройства с аналогичными функциями. Оно было оснащено цветным сенсорным экраном, под которым располагалась одна аппаратная кнопка. К услугам пользователей были игры, географические карты и веб-браузер.

Мало того, еще в конце 1990-х компания уже имела разработки планшетного компьютера с сенсорным экраном и средствами беспроводной связи. Как отмечается, эти устройства даже были продемонстрированы сотовым операторам, но на рынок так и не попали. Руководство компании решило сфокусироваться на выпуске обычных сотовых телефонов.

Дебют финской компании на рынке смартфонов относится к 1996 году, когда был выпущен телефон Nokia 9000, по заявлению производителя, первым мобильным устройством, способным работать в интернет и обмениваться почтовыми сообщениями.

{{img-1}}По мнению экспертов, Nokia просто слишком рано создала свой первый коммуникатор, когда ни потребители, ни операторы не были готовы к гаджетам такого уровня.  Когда на рынке появился первый iPhone, руководство Nokia не сразу увидело в нем угрозу и вновь упустило инициативу. В итоге к 2008 году они поняли, что сегодня крайне сложно предложить рынку решение, которое будет способно конкурировать с «экосистемой» Apple. Все попытки финнов модернизировать уже устаревшую Symbian и создание новой платформы MeeGo на базе Linux так же не увенчались успехом, а устройства на ОС Windows Phone потребители приняли без ажиотажа.

В итоге лидировавшая в списке производителей с 1996 года компания уступила лидерство Apple и Samsung. Продажи «умнофонов» Nokia составили во втором квартале 2012 года 10,2 млн. штук, на 40% меньше, чем за этот период предыдущего года, когда компания продала 16,7 млн. устройств. Глава компании Стивен Элоп заявил, что с апреля по июнь было продано около 4 млн. смартфонов Lumia. По мнению руководства Nokia, конкуренция в этом сегменте коммуникаторов сегодня весьма жесткая.

Эксперты сходятся во мнении, что эффективность исследовательских проектов Nokia оказалась на столь низком уровне в первую очередь из-за отсутствия общей стратегии развития и внутренних разногласий в компании. Они тратили больше сил на интриги, чем на собственные разработки, утверждает ведущий дизайнер фирмы Nokia 2006-2009 год, Аластер Кертис. Усложнив процесс принятия решений, они тем самым усложнили разработчикам возможности последовательно и красиво развивать их идеи.